Ответы психологов на вопросы

выбрать тему вопроса


справшивает: Светлана

Здравствуйте, мальчику 13 лет, написал девочке письмо на листочке, интимного характера, где писал про половые органы, употреблял нецензурные слова. Поговорив с мальчиком он говорит о том, что тем самым хотел привлечь её внимание, а там такое написано, что не у каждого взрослого такого в голове. Поступил запрос психологу поработать с ребёнком о его мыслях, подскажите как правильно это сделать, какие методики может использовать и тему беседы?
Ответы и советы психологов

Психолог-конультант; Клинический психолог
психолог-консультант, лайф-коуч, кандидат психологических наук специализация: индивидуальное психологическое консультирование, ориентированное на решение проблем; личностно-ориентированная интегральная психотерапия (пост-травматические стрессовые расстройства, зависимости, экзистенциальные проблемы, неврозы и неврозоподобные расстройства, расстройства и отклонения в поло-возрастном развитии); лайф-коучинг (эффективная стратегия жизин, саморазвитие, управление карьерой)

Здравствуйте, Светлана.

"поработать с ребенком о его мыслях" - это не запрос для работы психолога с подростком. Запрос - это формулировка родителями подростка или самим подростком проблемы и целевая установка со стороны лица, имеющего право поручить психологу такую работу, на основании которой можно будет судить о том, достигнута цель, или не достигнута.

Подросток 13 лет от роду написал интимную записку девушке с целью произвести на нее впечатление. Обычно такие сейчас его ровесники пишут чуть не каждый день и отправляют по сети, сопровождая откровенными фото, а он это сделал от руки на бумаге, как в старое доброе время...совершенно обычное явление для такого возраста....

Каким образом это послание стало проблемой и для кого?

Девушка получила, прочитала, пришла в ужас и обратилась за помощью? Записку перехватили в школе одноклассники и использовали для троллинга и девочки и мальчика? Девочка прочитала, обиделать, обратилась к своей маме, а ее мама пожаловалась учителям и/или его маме?! Что конкретно случилось, у кого и какая возникла проблема?

В чем заказчик видит решение проблемы, и к чему с его точки зрения должна привести беседа в подростком? Чтобы он не писал больше матерных слов и свои желания выражал в более изысканной художественной форме? Чтобы он отказался от высказанных желаний вообще или только в отношении именно этой девочки?

Если задеты чувства девушки -  это одно. Но может быть, это письмо - очередной этап в развитии их отношений?! Или было написано на спор?! Или часть какой-то другой истории?! А может быть, это письмо даже приятно для девушки, может быть, она даже польщена, что является желанным объектом сексуальных фантазий и для нее шок только то, что это письмо и история получили огласку?! 

Сначала нужно понять, есть ли в этой истории пострадавшие или считающие себя таковыми. Если таковые действительно есть, то с ними должна быть проведена стандартная работа, позволяющая избежать травматизации. Этими пострадавшими могут быть и девочка, и мальчик, и их родители. Пострадавшей может быть и прочиатвшая записку учительница, если для нее такое содержание записки оказалось шокирующим. 

В отношении мальчика нужно понять, какой был у него умысел при написании этой записки и ее отправке. К чему, по его мнению,  должно было привести прочтение девочкой этой записки?! К возникновению у девочки страстного желания реализовать с ним немедленно те фантазии, которые он изложил? Или он хотел ее шокировать и развести на эмоции? Или хотел выставить ее в смешном свете? Или эта записка -  проявление его искренних чувств при  неудачном выборе формы?

Что бы то ни было, главная цель психолога в подобных ситуациях - минимизировать травматические последствия для всех лиц, вовлеченных в ситуацию. В том числе и для мальчика, написавшего записку. Вряд ли он ожидал именно таких последствий и очевидно, что для него самого последствия будут нести риск серьезной травматизации.  

С уважением и наилучшими пожеланиями, Евгений


Психолог
Квалифицированный психолог с 15 летним опытом работы. Родилась и выросла в Москве, там же получила высшее психологическое образование и осваивала различные методы психологической работы и практические техники, а с 2017 года живу и продолжаю свою профессиональную деятельность в Калининграде. Я смогу помочь Вам разобраться в себе, пережить прошлые травмы, справиться со стрессом, разобраться в отношениях с детьми (проблемное поведение, личностные особенности, возрастные кризисы, страхи и переживания у детей), с родителями и с любимыми (проблемы во взаимоотношениях, семейные кризисы - развод, измена и др.), справиться с тревогами и страхами, разобраться с эмоциональной зависимостью, приобрести уверенность в себе, научиться разрешать конфликтные ситуации, помочь подросткам в выборе профессии и найти выход из возникших проблем.

Здравствуйте, Светлана! Для начала можно провести диагностику эмоциональной сферы. Т.е. это может быть проективные тесты, например, "Я в классе", "Я с друзьями",  "Я с девочкой" - т.е. диагностировать по рисунку то, что мальчик нарисует - его восприятие себя, класса, девочки, отношений между ними. Также провести "рисунок семьи" - ведь мальчик почему-то выбрал именно этот способ привлечения внимания, откуда узнал слова, откуда такой посыл - или в семье что-то слышал, или среди друзей, или в интернете, т.е. отношения в семье тоже диагностичны. Можно методику по самооценке, как мальчик воспринимает сам себя. Посыл в работе должен быть таков - что мальчику помочь разобраться в себе, но ведь дело в том, что для мальчика - есть ли проблема? и что идет от Взрослых, его родителей - если посыл "исправьте его", тогда родители не замотивированы помочь ребёнку и взять на себя ответственность; а если посыл "что нам делать, как помочь сыну", тогда выровнить отношения внутри семьи возможно. Поговорить с родителями, что они думают по поводу этой ситуации, как занимались дома сексуальным развитием сына, какие внутри семьи рамки или табу относительно этого вопроса. Необходимо и разговаривать с мальчиком - его интересы, увлечения, чего хочет, что не нравится, а что нравится, как друзья и т.д. Сначала понять то - какой сам мальчик  и в чем он видит проблему.