Полимодальная мотивационная психотерапия
09 Марта (Пн) 2020, 09:00 – 17:00, 1 неделя, 72 уч. часа
Заявка на участие ›
Формат проведения: "живой" психологический тренинг в реальной группе
Программа

Название цикла: Полимодальная мотивационная психотерапия.

Объем цикла: 72 уч. часа

Сроки проведения: 09 - 14 марта 2020 г.

Время проведения занятий: 09:00 – 17:00.

Стоимость: 18 000 рублей. Скидка 15% посетителям сайта psiholog.ru

Место проведения:  г. Санкт-Петербург, 8-я Линия Васильевского Острова, дом 83, 6 этаж, каб. 607.

Дорогие коллеги!

Представляем Вашему вниманию наш новый цикл повышения квалификации «Полимодальная мотивационная психотерапия», который состоится в г. Санкт-Петербург с 09 по 14 марта 2020 г.

lazarev

Преподаватель: Катков Александр Лазаревич – Доктор медицинских наук, профессор, ректор Международного института социальной психотерапии Санкт-Петербург, действительный член и Вице-Президент ОППЛ, официальный преподаватель и супервизор практики Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Председатель Комитета по законодательным инициативам ОППЛ, Председатель Комитета по науке ОППЛ, психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы, официальный консультант и эксперт УПН ООН по вопросам наркомании (эпидемиология, профилактика, психотерапия, реабилитация) в странах Центральной Азии.

В результате обучения Вы узнаете:

  • об адекватных, современных представлений о сфере мотивации;
  • о первичных и устойчивых мотивационных комплексах, определяющих поведение человека;
  • об основных факторах, влияющих на формирование мотива в позитивном (положительная мотивация), негативном (отрицательная мотивация) и амортизационном (накопление «мотивационной усталости») ключе.

В результате обучения Вы сможете:

  • проводить экспресс-диагностику мотивационной сферы клиентов (методика работы с картой мотивационной сферы) с идентификацией актуальных и универсальных психотерапевтических мишеней.
  • Воздействовать на мотивацию пациентов и клиентов даже в наиболее сложных клиническо-психологических группах (использовать специализированные технические блоки полимодальной психотерапии, предназначенные для работы как с актуальными, так и универсальными мишенями в мотивационной сфере).

Зачем этому учиться?

Традиционным вызовом для специалиста любого направления психотерапии представляет собой «немотивированный пациент – сомневающийся человек с проблемами, пациент с невротическим расстройством, пациент с зависимостью…

В ряде случаев коллеги предпочитают вообще отказывать в помощи пациенту, не демонстрирующего должного рвения к изменениям. Однако сравнительно недавно оформилась специальная психотерапевтическая технология, сочетающая в себе лучшие достижения в области мотивации различных психологических и психотерапевтических школ. Применения техник полимодальной мотивационной психотерапии способствует формированию «первичной и устойчивой мотивации у клиентов на достижение конструктивных психотерапевтических и жизненных целей» в том числе в наиболее сложных клиническо-психологических группах.

Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Подробнее:

Дата

Индекс

Наименование учебных пар

09 марта 2020

1.1

9:00-11:00. Презентация образовательного цикла, объявление целей дня. Разминка. Современных представлений о сфере мотивации. Понятие первичных и устойчивых мотивационных комплексах, определяющих поведение человека, их функциональное содержание. Основных факторы, влияющих на формирование мотива в позитивном (положительная мотивация), негативном (отрицательная мотивация) и амортизационном (накопление «мотивационной усталости») ключе. Функциональная карта исследования мотивационной сферы клиента в психотерапии. (Лекция)

11.15–13.00. Основные группы клиентов с расстройствами в сфере мотивации. Принципы, подходы и основные механизмы управления процессом формирования первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиента или группы в ходе профессиональной психотерапии. Макроуровень, мета-уровень и уровень структурированных психотерапевтических техник в полимодальной мотивационной психотерапии. (Лекция).

14:00-15:30. Психотехническая практика по пройденной теме с супервизорской поддержкой и психотехническим анализом.

15:45-18:00. Проведение индивидуальной терапевтической сессии с клиентом. Психотехнический анализ проведенной сессии. Обратная связь по итогам дня

10 марта 2020

1.2

9:00-11:00. Оценка состояния участников, объявление целей дня, разминка.

Мотивационная психотерапия как обязательный компонент психотерапевтического процесса (вне зависимости от используемых психотерапевтических направлений и методов, охватываемых групп клиентов). Понятие о стадиях мотивационных изменений в процессе психотерапии: классическая транстеоретическая модель Д. Прохазки, К. ДиКлементе и современные представления. (Лекция).

11.15–13.00. Феномен сопротивления и психологической защиты как атрибуты базисной адаптационной стратегии, Варианты преодоления с использованием подходов мотивационной психотерапии. (Лекция).

14:00-15:30. Психотехническая практика по пройденной теме с супервизорской поддержкой и психотехническим анализом.

15:45-18:00. Проведение индивидуальной терапевтической сессии с клиентом. Психотехнический анализ проведенной сессии. Обратная связь по итогам дня

11 марта 2020

1.3

9:00-11:00. Оценка состояния участников, объявление целей дня, разминка.

Стратегия и практика полимодальной мотивационной психотерапии клиентов с запросами непосредственно в сфере нарушения мотивации. Функциональная систематика таких запросов и выводимая отсюда дифференциация актуальных и универсальных мишеней. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. Оценка эффективности. (Лекция)

11.15–13.00. Особенности психотерапевтической работы с детьми и подростками с нарушениями в сфере мотивации, их родителями. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. Оценка эффективности. (Лекция).

14:00-15:30. Психотехническая практика по пройденной теме с супервизорской поддержкой и психотехническим анализом.

15:45-18:00. Проведение индивидуальной терапевтической сессии с клиентом. Психотехнический анализ проведенной сессии. Обратная связь по итогам дня

12 марта 2020

1.4

9:00-11:00. Презентация образовательного цикла, объявление целей дня. Разминка. Стратегия и практика полимодальная мотивационная психотерапия клиентов с химической и психологической зависимостью. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. (Лекция).

11.15–13.00. Особенности мотивационной психотерапии, проводимой с детьми и подростками с деструктивной психологической зависимостью, их родителями. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. Оценка эффективности. (Лекция).

14:00-15:30. Психотехническая практика по пройденной теме с супервизорской поддержкой и психотехническим анализом.

15:45-18:00. Проведение индивидуальной терапевтической сессии с клиентом. Психотехнический анализ проведенной сессии. Обратная связь по итогам дня

13 марта 2020

1.5

9:00-11:00. Оценка состояния участников, объявление целей дня, разминка.

Стратегия и практика полимодальная мотивационная психотерапия клиентов с тяжелыми и длительно текущими заболеваниями. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. Оценка эффективности (лекция).

11.15–13.00. Особенности мотивационной психотерапии, проводимой с родными и близкими клиентов с ТДБ. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. Оценка эффективности. (лекция).

14:00-15:30. Психотехническая практика по пройденной теме с супервизорской поддержкой и психотехническим анализом.

15:45-18:00. Проведение индивидуальной терапевтической сессии с клиентом. Психотехнический анализ проведенной сессии. Обратная связь по итогам дня

14 марта 2020

1.6

9:00-11:00. Основы психотехнического анализа в полимодальной психотерапии. (Лекция).

11.15–13.00. Программа психотерапевтических тренингов в ПМП. Особенности реализации. (Лекция).

14:00-15:30. Психотехническая практика по пройденной теме с супервизорской поддержкой и психотехническим анализом.

15:45-18:00. Проведение индивидуальной терапевтической сессии с клиентом. Психотехнический анализ проведенной сессии. Обратная связь по итогам дня и по циклу в целом. Выдача образовательных документов.

Тематика теоретических семинаров по дням:

1-й деньСовременные представлений о сфере мотивации. Понятие первичных и устойчивых мотивационных комплексах, определяющих поведение человека, их функциональное содержание. Основных факторы, влияющих на формирование мотива в позитивном (положительная мотивация), негативном (отрицательная мотивация) и амортизационном (накопление «мотивационной усталости») ключе. Функциональная карта исследования мотивационной сферы клиента в психотерапии. Основные группы клиентов с расстройствами в сфере мотивации. Принципы, подходы и основные механизмы управления процессом формирования первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиента или группы в ходе профессиональной психотерапии. Макроуровень, мета-уровень и уровень структурированных психотерапевтических техник в полимодальной мотивационной психотерапии.

2-й день: Мотивационная психотерапия как обязательный компонент психотерапевтического процесса (вне зависимости от используемых психотерапевтических направлений и методов, охватываемых групп клиентов).  Понятие о стадиях мотивационных изменений в процессе психотерапии: классическая транстеоретическая модель Д. Прохазки, К. ДиКлементе и современные представления. Феномен сопротивления и психологической защиты как атрибуты базисной адаптационной стратегии, Варианты преодоления с использованием подходов мотивационной психотерапии.

3-й день: Стратегия и практика полимодальной мотивационной психотерапии клиентов с запросами непосредственно в сфере нарушения мотивации. Функциональная систематика таких запросов и выводимая отсюда дифференциация актуальных и универсальных мишеней. Особенности работы с детьми и подростками данной группы, их родителями. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. Оценка эффективности.

4-й день: Стратегия и практика полимодальная мотивационная психотерапия клиентов с химической и психологической зависимостью. Особенности работы с детьми и подростками с деструктивной психологической зависимостью, их родителями. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. Оценка эффективности.

5-й день: Стратегия и практика полимодальная мотивационная психотерапия клиентов с тяжелыми и длительно текущими заболеваниями. Особенности мотивационной психотерапии, проводимой с родными и близкими клиентов с ТДБ. Варианты посттерапевтической поддержки. Самопсихотерапия. Оценка эффективности.

6-й день: Основы психотехнического анализа в полимодальной психотерапии. Программа психотерапевтических тренингов в ПМП. Особенности реализации.

О методе (цит. По А.Л. Катков «Полимодальная мотивационная психотерапия», интернет-версия профессиональной психотерапевтической газеты, 4 выпуск, 2019 год):

Под полимодальной мотивационной психотерапией (ПМП) понимается использование специфических подходов, методов и технологий полимодальной психотерапии с целью формирование первичной и устойчивой мотивации у клиентов на достижение конструктивных психотерапевтических и жизненных целей.

Сущность методики.

Сущность ПМП заключается в доказанной возможности формирования в форсированном режиме первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиентов с использованием механизмов, методов и технологий полимодальной психотерапии; доказанного факта существенно более высокой скорости и вероятности достижения психотерапевтических и жизненных целей у клиентов, при условии форсированного развития у них таких мотивационных комплексов.

Основные принципы.

Основные принципы построения ПМП заключается в возможностях:

  • использования ключевых позиций научного подхода в объяснении психологических механизмов формирования первичных и устойчивых мотивационных комплексов;
  • обоснования основных психотерапевтических эффектов в области формирования устойчивых мотивационных комплексов с позиции концепции качества психического здоровья — проработанной и обоснованной автором по результатам серии проведенных научных исследований — со всеми, наиболее значимыми компонентами данной сложной категории;
  • использования всех преимуществ полимодального подхода в технологическом оформлении и реализации предлагаемого метода профессиональной психотерапии;
  • использования потенциала трехуровневой развивающей коммуникации (авторского подхода в обосновании интегративного вектора психотерапии) в достижении необходимых темпов положительной терапевтической динамики;
  • построения специальных техник полимодальной психотерапии, ориентированных на исследование и работу с особенностями формирования мотивационных комплексов у клиентов. 

Основные процессы.

Последовательность основных процессов в ПМП, таким образом, заключаются в том, что в результате продуманной диагностической и собственно психотерапевтической работы в охватываемых группах клиентов:

1) достигается прояснение в отношении всего комплекса переживаний, так или иначе касающихся мотивационной сферы, понимание ситуации и особенностей формирования мотивационных комплексов, в существенной степени управляющих их состоянием и поведением;

2) формулируются основные «проблемные» узлы, подлежащие разрешению; а также представления о ресурсах, с использованием которых возможно эффективное продвижение к желаемому результату;

3) выстраивается проект терапии (от экспресс-форматов, до среднесрочных психотерапевтических форматов, в зависимости от сложности заявляемой проблемы), ясно демонстрирующий последовательность терапевтических «шагов», которые необходимо сделать для достижения искомого результата и обеспечения устойчивости этого результата во времени;

4) реализация проекта терапии в режиме трехуровневой коммуникации, которая обеспечивает максимальную степень усвоения и скорость трансформации в поведенческие навыки необходимой терапевтической информации у клиента;

5) формирование, в ходе реализации проекта терапии, первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиента, способствующих скорейшему достижению собственно терапевтических или жизненных целей.

Структура процедуры в формате ПМП.

Последовательность использования континуума разработанных психотерапевтических технологий ПМП в работе с клиентами зависит от особенностей изначальной терапевтической ситуации. Последние могут быть представлена в трех типичных вариантах:

1. ситуация, когда обратившийся к психотерапевту клиент находится на первых двух стадиях мотивационных изменений — предразмышления, размышления по Д. Прохазка, К. ДиКлементе — в отношении заявляемой им проблемы, либо обнаруживает признаки скрытой отрицательной мотивации на терапевтические изменения по соображениям вторичной выгоды или иным обстоятельствам. В этом случае имеются расхождения между проблемой, заявляемой клиентом, и подлинной актуальной проблемой, «располагающейся» в сфере мотивационных изменений;

2. ситуация, когда актуальная проблема, заявляемая клиентом, изначально располагается в сфере мотивационных изменений и формулируется соответствующим образом («...не могу толком захотеть... заставить себя... и пр.»);

3. ситуация, когда в качестве актуальной проблемы клиентом предъявляются сложности в достижении жизненно важных целей («...понимаю, что важно....хочу, чтобы все исполнилось... но постоянно возникают то одни, то другие сложности и руки опускаются....); основной запрос здесь представлен, чаще всего, на предъявление какого-либо действенного или даже экзотического способа преодоления такого ресурсного провала — «волшебного щелчка», «волшебного пинка» и пр. То есть, здесь имеются основания предполагать наличие дефицита в области полноценного формирования и диссоциации в сфере синергии взаимодействия первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиента.

В связи со всем сказанным, выделяются следующие основные этапы ПМП.

Начальный, диагностический этап: на данном этапе используются специально разработанные диагностические технологии ПМП, проясняющие типологию терапевтической ситуации и разворачивающие терапевтический процесс по одной из трех идентифицированных и проработанных магистралей ПМП.

Основной терапевтический этап: реализуются специальные технологии полимодальной психотерапии, в зависимости от идентифицированных вариантов типичной терапевтической ситуации:

1) по всему спектру актуальных и универсальных мишеней, включая мишени-стадии терапевтических изменений в модели Прохазки-ДиКлементе;

2) по всему спектру актуальных биологических и психологических мишеней, оказывающих влияние на дисфункцию, главным образом, первичных мотивационных комплексов;

3) по всему спектру первичных и устойчивых мотивационных комплексов, включая особенность их взаимодействия.

Пролонгированный этап: реализация специально разработанной технологии групповой психотерапии с включением элементов социально-психологического тренинга, проводимой с акцентом на формированное устойчивых мотивационных комплексов. Данный этап реализуется при наличии осознанного клиентского запроса на эффективную самоорганизацию и понимании приоритетной роли в этом процессе устойчивых мотивационных комплексов.

Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов).

1. Теория и общая методология построения ПМП учитывают достижения психологической науки в области изучения мотивационной сферы и сферы волевых процессов (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // «Питер». 2000. — 508 с.; Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание // «Питер». 2003. — 351 с.; Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего // «Смысл». 2004. — 607 с.; Вилюнас В. Психология развития мотивации // «Речь». 2006. — 457 с.; Макклелланд Д. Мотивация человека // «Питер». 2007. — 669 с.; Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций // «Астрель». 2009. — 704 с.; Ильин В.П. Психология воли // «Питер». 2000. — 288 с.).

Согласно перечисленным здесь и другим авторам мотивационная сфера психики человека может быть представлена как функциональная система:

1) поддерживающая и направляющая поведение (К. Мадеен, 1959; Ш. Бодфруа, 1992);

2) обеспечивающая побуждение, вызывающее активность организма и определяющая ее направленность (Платонов, К.К. 1986); обеспечивающая процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед — Эминов М.Ш., 1998); представляющая динамический процесс формирования мотива (комплекса, определяющего и направляющего поведения) от уровня первичных влечений и потребностей к личностно-опосредованным конструкциям (Леонтьев А.Н., Ильин Е.П., 1998).

Другими словами, мотивация, во-первых, обеспечивает энергетику и направленность психических процессов, а во-вторых — имеет ступенчатую, иерархическую структуру. В сложной структуре мотивации, согласно вышеприведенным определениям, есть смысл различать первичные (т.е. непосредственные, зависящие от обстоятельств и обращенные в большей степени к биологическим программам живой системы) и устойчивые (т.е. не зависящие или в существенно меньшей степени зависящие от внешних обстоятельств и опосредованные сформированными личностными конструктами) мотивационные комплексы.

Довольно простая схема иерархического соотношении и взаимозависимости первичных и устойчивых мотивационных комплексов, складывающаяся в ходе их формирования, представлена в известной «пирамиде» потребностных циклов Абрахама Маслоу.

И далее, такого рода соотношения и модели принятия решений в пользу первичных (эгоистических), либо устойчивых (альтруитсических) мотивационных комплексов изучались стремительно развивающимся в настоящее время научным направлением — нейроэкономикой (Гличмер П., Рангел А., Мантегю Р., Зак П. и др.). В частности, исследователями данного научного направления было убедительно продемонстрировано доминированием простых или первичных мотивов над более сложными моделями экономического поведения в ситуации фрустрации базисных потребностей в жизнеобеспечении, безопасности, определенности и пр.; ослаблении данных тенденций в ситуации доминирования потребностей в эффективной самоорганизации и возможности удовлетворения этих потребностей.

2. Проведенные исследования в период 2001-2014 гг. подтвердили конструктивность идеи дифференциации мотивационных комплексов на первичные и устойчивые применительно к целям и задачам профессиональной психотерапии. Эти исследования позволили прояснить сложную динамику соотношения первичных и устойчивых мотивационных комплексов в ходе прохождения клиентом полноценной психотерапевтической программы.

В частности, был исследован и продемонстрирован механизм практически неизбежной актуализация первичных мотивационных комплексов с включением стереотипов защитно-конфронтационного поведения в условиях фрустрации базовых потребностей в безопасности клиента на старте и в продолжении психотерапевтической или консультативной сессии. Откуда, собственно, и выводятся почти все препятствия и сложности в формировании конструктивных, долговременных мотивационных комплексов, обозначаемые как «сопротивление», «защита» и пр. и далее, был детально исследован алгоритм актуализации диаметрально противоположной синергетической стратегии формирования первичной и устойчивой мотивации, направленной на сотрудничество, пластичность, эффективное усвоение терапевтической информации и существенное расширение ресурсных возможностей клиентов, что, в конечном итоге, существенно повышает шансы клиентов на достижение желаемых терапевтических и жизненных результатов.

Еще одним, важнейшим направлением реализованной нами исследовательской программы явилось уточнение психических свойств, процессов и состояний, лежащих в основе устойчивых мотивационных комплексов. Что, в свою очередь, позволило ясно сформулировать универсальные мишени полимодальной мотивационной психотерапии и разработать технологии форсированного развития данных психических конструктов в ходе ПМП.

3.Собственно психотехническая составляющая ПМП базируется, в том числе, на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а также — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.

Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них.

В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а также — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.

4.Общая теория психотерапии, разработанная нами в период 2001-2016 гг. дополняет идею полимодальной психотерапии проработанными универсальными компонентами психотерапевтической коммуникации. В частности, особое внимание здесь уделяется следующим мета-факторам, существенно повышающим эффективность психотерапевтического процесса:

  • эффективное противодействие антиресурсному состоянию деморализации (Д.Франк, 1971) пациентов/клиентов, препятствующему терапевтическим изменениям;
  • эффективное упреждение оппозиционных по отношению к терапевтическим изменениям реакций сопротивления, психологической защиты у пациентов\клиентов с использованием возможностей переформатирования первичных мотивационных комплексов и формирования режима гиперпластики;
  • протекция ускоренной реализации базисной психотерапевтической триады (диссоциация проблемных фрагментов психической активности пациентов/клиентов от личностного «ядра» — их терапевтическая трансформация в адаптирующие формы психической активности — ассоциация в обновленную ресурсную целостность психики пациентов/клиентов);
  • протекция ускоренного прохождения терапевтической тетрады К. Гравэ: прояснение и коррекция значений проблемной ситуации — актуализация подлинной проблемы — мобилизация ресурсов — компетенция в совладании;
  • ускоренный запуск универсального алгоритма конструктивного решения проблемной ситуации (П. Вацлавик, М. Фиш, 1986, в модификации А.Л. Каткова, 2011) с использованием энергии и конструктивной направленности первичного и устойчивого мотивационных комплексов;
  • обеспечение терапевтического перехода от деструктивного к конструктивному варианту прохождения кризисной фазы адаптивно-креативного цикла — стержневого концепта дисциплинарной матрицы профессиональной психотерапии;
  • обеспечение наиболее благоприятных условий формирования качественных характеристик психического здоровья пациентов/клиентов, включая компоненты устойчивого мотивационного комплекса, представляющих универсальные мишени профессиональной психотерапии.

Все эти позиции представлены в теоретической и практической части предлагаемого метода ПМП.

6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).

ПМП в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии:

  • Ресурсо-ориентированная психотерапия
  • Нейро-психотерапия
  • Катартическое отреагирование
  • Эмотивно-рациональная психотерапия (А. Эллис)
  • Эмиоцианально-образная психотерапи (Н. Д. Линде)
  • Арт-терапия
  • Когнитивная психотерапия (А. Бек)
  • Проблемно-ориентированная психотерапия (П. Вацлавик, М. Фиш)
  • Поведенческая психотерапи
  • Тразактный анализ
  • Психосинтез (Р. Ассаджиоли)
  • Психодрама (сказко-драма, притече-жрама, дроменон)
  • Подход, основанный на прямом контакте с внесознательными инстанциями

Базовые техники и в еще большей степени формируемые технологические проекты ПМП, как правило, включают компоненты нескольких психотерапевтических модальностей.

Основные отличия от родственных методов.

Основное отличие ПМП от близких или родственных методик профессиональной психотерапии — например, аверсивных методов поведенческой психотерапии, мотивационного консультирования по У. Р. Миллеру, С. Роллнику — заключается в следующем:

  • обозначенные родственные методы психотерапии базируются в первом случае на теории научения и упрощенных поведенческих подходах к формированию стойкой отрицательной мотивации к дезадаптивным формам поведения; а во втором случае — на концепции ступенчатой мотивации на терапевтические изменения Д. Прохазки, К ДиКлементе. Соответсвенно предлагаемый технологический репертуар здесь ограничивается, в основном, методиками поведенческой или когнитивно-поведенческой психотерапии. ПМП же, учитывает наиболее аргументированные современные концепты генеза и функционирования мотивационной сферы психики человека, и конкретно дифференцированных мотивационных комплексов, а также опирается на все возможности и ресурсный потенциал современной психотерапии;
  • в частности, ПМП предполагает использовании специального подхода к выстраиванию проекта терапии, который в итоге и реализуется во взаимодействии с клиентом. Суть данного подхода заключается в акцентированном внимании к особенностям репрезентации проблемной ситуации клиентом, его готовности к использованию определенных психотерапевтических подходов, идентифицируемая в ходе специальной процедуры формирования «стыковочного сценария» предпочтительного психотерапевтического проекта. Важной особенностью данного подхода является доказанная возможность переформатирования функционального вектора первичного мотивационного комплекса на обеспечение режима максимальной пластичности и, соответственно, возможности ускоренного формирования устойчивой конструктивной мотивации у клиента;
  • в ПМП используются специальным образом выстроенной комбинации актуальных и универсальных мишеней, включая первичные и устойчивые мотивационные комплексы, в отношении которых проводится психотерапевтическое воздействие;
  • в ПМП возможно использование экспресс-диагностики, в том числе экспресс-диагностики особенностей мотивационной сферы клиента, встраиваемой в технологии полимодальной психотерапии, используемых на первых этапах оказываемой психотерапевтической помощи;
  • в ПМП терапевтический проект реализуется в режиме трехуровневой психотерапевтической коммуникации — основного условия высокой эффективности используемых методов профессиональной психотерапии;
  • в ПМП присутствует возможность корректного отслеживания промежуточных и конечных результатов эффективности используемых психотерапевтических подходов и методов в системе специально разработанной процедуры психотехнического анализа.

Все вышеприведенные отличия свойственны исключительно ПМП и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.

Показания, противопоказания и границы применения методики.

Показания, противопоказания и границы применения метода ПМП четко разработаны и представлены следующим образом.

Показания:

ПМП показана:

  • пациентам/клиентам с более или менее выраженными проявлениями химической и деструктивной психологической зависимости всех типов; а также — родным и близким таких клиентов/пациентов с проявлениями со-зависимости;
  • пациентам с признаками тяжелых и длительно текущих соматических заболеваний; а также — их родным и близким с признаками синдрома деморализации;
  • клиентам с признаками дисфункции первичного и устойчивого мотивационных комплексов (отсутствие или противоречивые желания, быстрое угасание желаний, появление необъяснимой отрицательной мотивации по отношению к значимым сферам деятельности);
  • клиентам с признаками синдрома эмоционального выгорания;
  • клиентам с признаками ресурсного провала (нет сил и желания двигаться дальше);
  • клиентам с потерей ориентации в жизни;
  • клиентам, переживающим экзистенциальные кризисы;
  • любым пациентам/клиентам с неустойчивой мотивацией или отсутствием мотивации на достижение терапевтических изменений.

Противопоказания:

Единственным противопоказанием к использованию ПМП является наличие интеллектуальных расстройств такого уровня, который препятствует осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента.

Границы применения метода:

ПМП используется в границах сектора населения с наличием показаний и к использованию данного метода (по нашим данным, это, как минимум, около 20% популяции), при наличии подготовленных специалистов-психотерапевтов и возможностей отслеживания объективной динамики состояния клиентов.

Основные используемые труды.

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // «Питер». 2000. — 508 с.;

2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание // «Питер». 2003. — 351 с.;

3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего // «Смысл». 2004. — 607 с.;

4. Вилюнас В. Психология развития мотивации // «Речь». 2006. — 457 с.;

5. Макклелланд Д. Мотивация человека // «Питер». 2007. — 669 с.;

6. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций // «Астрель». 2009. — 704 с.;

7. Ильин В.П. Психология воли // «Питер». 2000. — 288 с.

8. Макаров В.В. Истоки, настоящее и будущее психотерапии // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва-Кустанай, 2000. — Т. 6, № 1. — С. 5-10.

9. Макаров В.В. Психотерапия нового века. — М., 2001. — 491 с.

10. Lazarus A. Multimodal Therapy // Current Psychotherapy. — 1984.

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

 +7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

Отзывы и комментарии
Ваше имя
Ваш email
Оставить отзыв
Информация о тренинге
Город проведения:
Санкт-Петербург
Расписание
Начало:
09 Марта 2020
Продолжительность:
1 неделя, 72 уч. часа
Время проведения:
09:00 – 17:00
Адрес проведения
8-я Линия Васильевского Острова, дом 83, 6 этаж, каб. 607.
Стоимость
18 000 руб.
Условия оплаты:
Скидка 15% посетителям сайта psiholog.ru
Как связаться?
+7 812 467-47-90
Контактное лицо:
Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского
Направление
Тренинги личностного роста
Персональная эффективность
Тренинги для психологов
Тренинг тренеров