Быть слабым стыдно



Быть слабым стыдно

С таким глубоким убеждением приходит на приём к терапевту каждый второй пациент. Человек искренне считает, что он должен был предусмотреть все возможные неприятности на жизненном пути, подготовиться к ним и справиться самостоятельно, не прося ничьей помощи. Потому что слабым, беспомощным быть стыдно.

Откуда берутся такие убеждения, граничащие с представлением о себе как о всемогущем, этаком супермене, не имеющем права на ошибку и неудачу? И почему, если неудача все-таки случилась, человек испытывает этот обжигающий стыд?

Причин тому несколько, и хотела бы на некоторых остановиться подробнее.

1. Принцип воспитания, принятый  российском обществе на протяжении уже многих поколений - чего-то не уметь, не знать, не справляться - стыдно. Стоит просто забыть учебник дома - и ты уже тупица, безответственный, бездарь - гори в геенне огненной.

Этого принципа до сих придерживаются многие учителя и воспитатели на всех уровнях, от детского сада, спортивных секций и до ВУЗов. И даже больше, когда молодой специалист, уже совсем взрослый человек придёт устаиваться на работу, его и там многие месяцы будут стыдить за незнание.

Этот принцип несет в себе глубокий порок - чего-то не знаю, не получается - никому не скажу, потому что не хочу обжигающего стыда, а значит, не научусь этому никогда. И возможно, в силу этого сокрытия через какое-то время подставлю себя или окружающих.

А хуже всего то, что этот принцип действует не только в учебных заведениях, но и в родительской семье.  Родители обучают и воспитывают ребёнка через постоянное пристыживание за его неудачи и промахи. По большей части, это присходит потому, что их самих воспитывали именно так, теми же методами, а они, часто не осознавая, повторяют.

2. Родители стыдятся своего ребёнка и транслируют на него этот стыд.    Нередко ребёнок представляется родителями как часть себя, своё продолжение, так называемое в психологии, нарциссическое расширение. А если ребёнок - это часть матери, то он не должен сидеть в луже и играть грязью. Он должен дополнять ее идеальное представление о себе и вести себя соответствующе. Такой же, как она, только маленьких размеров. И неугодное поведение не будет приниматься матерью, она будет буквально задыхаться от стыда, глядя на его оплошности, как будто бы она их совершила, а не маленький ребёнок, познающий мир.

3. Но есть случаи, не столь очевидные на первый взгляд. Человека вроде бы и не особо стыдили в детстве, и родители не стремились создать идеальную версию себя, а он не приемлет собственных слабостей. Дело здесь часто бывает в том, что потребности такого человека в детстве плохо удовлетворялись. Родители или не понимали их, не «считывали», игнорировали, не давали достаточно эмоциональной близости и тепла, или прямо пренебрегали заботой о ребёнке.      Ребёнок, находясь в ощущении нелюбви, приходит к убеждению о собственной «плохости» (психика только так понимает нелюбовь со стороны родителей - со мной что-то не так), а отвергнутые потребности становятся непринимаемыми, стыдными частями себя.

То есть, испытывать нужду в ком-то, в чьей-то поддержке = испытывать стыд и собственную «плохость». А кроме того, в бессознательном укоренилось убеждение, что твои потребности окружающим неинтересны и тяготят их, и отсутствует вера, что кто-то готов помогать искренне и бескорыстно.

Стыд - чувство непереносимое, обжигающее, его нельзя загладить, искупить, как в случае с виной. Оно не проходит со временем, а возвращается снова и снова, разрушая человека, говоря ему о скрытом пороке, уродливости, изъяне, непринимаемых частях себя. По сути же, это только набор помещённых в психику установок и / или опыт из детства.

Способность запрашивать помощь, опираться на других в сложной ситуации, доверять другим и быть самому опорой для значимых близких - вот принципы настоящего психического здоровья, помогающие и жить более радостно, и достигать лучших результатов.

Связаться с автором статьи:

Психоаналитик, семейный психотерапевт
Психоаналитик, семейный психотерапевт

Комментарии
отправить